13.10.2011.

     Эссе – опыт, набросок – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
     Основатель жанра – Монтень де Мишель (1533-1592гг.), французский филосов-гуманист, рассматривает человека, как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.
В русской литературе образцы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского.

 

     Родилась я в самом начале Великой Отечественной войны в рабочем поселке города Горького на окраине Канавина. Там был выстроен перевезенный в 1915 г. из Прибалтики завод «Этна», выпускавший колючую проволоку, минные цепи, саперную амуницию и прочую продукцию для русской армии, отступавшей перед немецкими войсками.
     Вместе с заводом, который после эвакуации стал называться «Новой Этной», приехали около двухсот рабочих.
     Революционная ситуация не прошла мимо завода «Новая Этна». Среди приехавших были Э.В. Аболтин, Б.К. Бениш, Я.Ю. Тилунас, П.М. Зиварт и другие. Перед отъездом из Риги они разъясняли землякам, что жизнь в Нижнем не лучше, чем в любом другом городе России. Иначе чем объяснить тот факт, что рабочие Поволжья бастуют. Рижские большевики не ошибались.
     Партийная работа в 1915 г. в Нижнем Новгороде значительно активизировалась. Самой горячей точкой в Нижнем было Сормово.
     Только во второй половине 1915 г. рабочие Сормовского района около десяти раз объявляли забастовки, требуя улучшения своего положения.
     Накалена была остановка и на заводах Канавина, на окраине которого началось сооружение корпусов «Новой Этны». Приехавших в город на Волге горожан заводовладелец Фрадкин не удостаивал даже беседой, а тем, которые добивались с ним разговора об обещанном «рае», коротко и зло отвечал: «Не нравится, так и катитесь назад».
     А назад ехать никто не мог: не на что было. Да и Прибалтика была уже оккупирована немецкими войсками.
     За работу Фрадкин платил гроши. На всех заводах работали по 12-14 часов, а получали за свой труд столько, что на хлеб и чай едва хватало.
     «-Фронт ждет продукцию,- кричал на рабочих Фрадкин, - а вы работаете плохо, значит не патриоты!»
     Дело было, конечно, не в патриотизме Фрадкина. Так, как война требовала все больше продукции завода, это обещало огромные прибыли, необходимо было вдвое увеличить производственные мощности завода.
     Работа на его строительстве продвигалась не быстро. Но уже в январе 1916 г. построена механическая мастерская, на территории завода появилась железнодорожная ветка, связавшая его с пристанями и складами города.
     На строительстве завода в основном использовался труд женщин и детей. Платить им можно было меньше, а заставлять работать наравне с мужчинами. Недовольство существующим тяжелым положением привело к тому, что уже в апреле 1916 г. на заводе была проведена первая забастовка. Фрадкин мог бы с помощью полиции быстро расправиться с бунтовщиками, но его предупредили, чтобы он пошел на уступки. Дело в том,  что новоэтновцы к этому времени установили надежную связь с Канавинскими большевиками и рабочими других близлежащих предприятий. И в полиции об этом были осведомлены. Во всяком случае, Фрадкин оказался вынужден пойти на уступки – незначительно повысить зарплату, сократить рабочий день для детей. А в основном он отделался пустыми обещаниями.
     Первого августа 1916 г. на заводе были пущены два цеха – волочильный и цепочный. А через несколько дней начал выдавать продукцию гвоздильный цех, заработали две отжигальные печи, травильное отделение. Немного позже в эксплуатацию вступили деревообделочная мастерская, прокатный цех, градирня и другие производственные помещения.
     Весть о свержении царя пришла на завод 28 февраля 1917 г. На следующий день по инициативе большевиков здесь состоялся митинг, на котором выступал только что освободившийся из тюрьмы Петр Константинович Премудров. Свою революционную деятельность он начал на Сормовском заводе в 1914 г., где был принят в члены партии большевиков. Среди сормовичей он пользовался большим авторитетом. Он умел найти доходчивые слова, убедительные аргументы, чтобы поднять рабочих на забастовку. Не случайно его избрали секретарем подпольной партийной организации Сормовского завода. В 1916 г. он был по доносу арестован. Но прямых улик против него полиция найти не смогла, и вначале 1917 г. вынуждена была выпустить из тюрьмы. По заданию большевиков он поступил на «Новую Этну» токарем, где сразу же повел агитационную работу.
     На заводском митинге люди с большим вниманием слушали Премудрова, рассказывающего об обстановке, которая сложилась в Петербурге и Москве.
     « - Теперь мы, рабочие, - сказал Премудров, - должны взять власть в свои руки. Наш лозунг один: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А сейчас идемте в центр города…»
     Рабочие во главе с Премудровым двинулись в Канавино, откуда нескончаемым потоком люди с песнями, флагами, транспарантами направлялись к Нижегородскому кремлю, на Благовещенскую площадь, которая ныне называется площадью Минина и Пожарского. Тут уже шел митинг. Красные флаги, песни, речи ораторов – все поднимало настроение, произвело на присутствующих большое впечатление.
     Спустя несколько дней на «Новой Этне» был создан заводской профсоюзный комитет, который возглавил П.К. Премудров. Завком принял энергичные меры по улучшению положения рабочих. При нем была создана комиссия по проведению рабочего контроля над производством. По настоянию комитета на заводе стал действовать восьмичасовой рабочий день. При его участии решались вопросы приема и увольнения рабочих.
     Фрадкин и его приближенные всеми способами противились рабочему контролю. Они под всякими предлогами пытались доказать, что из-за вмешательства большевиков в управленческие дела завода происходят срывы заданий.
     Вместе с солдатами и трудящимися фабрик и заводов города в предиюльские дни 1917 г.  новоэтновцы активно отстаивали свое право, требуя наведения порядка и улучшения жизненных условий.
     На «Новой Этне» по призыву большевиков приняли решение: заказы для фронта не выполнять, добиваться своих требований только одним путем – решительной забастовочной борьбой.
     События обострялись с каждым днем. Не только на заводе, но и во всем городе. Открытое возмущение политикой Временного правительства выразили солдаты Нижегородского гарнизона, которые встали на сторону бастовавших рабочих Сормова и Канавина. 5 июля 1917 г. Нижний Новгород оказался в руках рабочих и вооруженных солдат. На заводе хозяевами положения стали большевики.
     Расстрел демонстрантов в июле 1917 г. в Петрограде показал трудящимся, что буржуазия перешла в наступление и добивается укрепления своей власти. 6 июля на заводе получили сведения, что из Москвы в Нижний направлена экспедиция во главе с командующим Московским военным округом полковником Верховским.
     На срочно созванном совете большевики и примкнувшие к ним наиболее активно действующие во время забастовки рабочие «Новой Этны» приняли решение: надо вооружаться, чтобы дать отпор карателям.
     Власть в городе принадлежала Временному исполнительному комитету, который установил надежные контакты с бастующими рабочими заводов и фабрик Сормова, Канавина, Мызы. Отсюда в центр города были вызваны рабочие, для вооружения которых по распоряжению исполкома в Нижегородском арсенале пришлось в срочном порядке конфисковать 900 винтовок. Часть из них попала и на «Новую Этну».
     Прибывшие казаки и юнкера по приказу Верховского разоружили восставших солдат, призвали и гражданское население добровольно сдать имеющееся на руках оружие.   На «Новой Этне» большевики предложили не поддаваться этим уговором, а спрятать до той поры, когда оно вновь может пригодиться.
     После поражения под Петроградом войск Корнилова буржуазия не успокоилась. В Нижнем Новгороде она делала все, чтобы обострить хозяйственную разруху, внести разлад в работу предприятий. Одно за другим закрывались предприятия, не хватало сырья и материалов для выпуска продукции. Подвоз продовольственных товаров в город резко сократился. Надвигался голод, а рабочие на еще действующих предприятиях десятками попадали под сокращение.
     В борьбе с рабочими организациями Временное правительство и мелкобуржуазные партии большую помощь оказывали заводовладельцам. Специальными циркулярами, разосланными в начале сентября, запрещалось фабзавкомам вмешиваться в техническую, хозяйственную и административную стороны управления предприятиями. А за вмешательство в дело приема и увольнения рабочих и служащих правительство угрожало уголовным преследованием.
     Ссылаясь на эти указания, Фрадкин без согласия завкома добился возвращения своего управляющего Рессера, арестованного как саботажника. А наиболее активно проявивших себя во время июльских событий рабочие оказались уволенными.
     Когда в Нижнем Новгороде узнали о победе вооруженного восстания в Петрограде, рабочие на заводах и фабриках активно выступали в его поддержку. На общезаводском митинге на «Новой Этне» 27 октября была принята большевистская резолюция о полной и единодушной поддержке социалистической революции в России. А на следующий день члены заводской боевой дружины вместе с рабочими других предприятий, с солдатами Нижегородского гарнизона вышли на вооруженную демонстрацию. Они принимали участие в захвате банка, почты, телеграфа, типографии.
     29 октября 1917 г. в Нижнем Новгороде установилась Советская власть. Наступила работа по ее укреплению.
     После того, как власть взяли большевики завод начал работать над выполнением заказов Красной армии. Он выдавал проволоку, гвозди, другие изделия, но не хватало топлива, сырья, рабочих рук. Был остановлен прокатный стан, другие цеха.
     В сентябре 1918 г. пленарное заседание заводского комитета и общественных организаций завода «Новая Этна» приняло резолюцию, в которой признавалась необходимость национализации предприятия. Вскоре завод был национализирован.
     По решению правительства «Новая Этна» была включена в ударную группу металлопромышленности, перед которыми стояла труднейшая задача – дать все необходимое Наркомату путей сообщения. Налаживание работы железнодорожного транспорта было выдвинуто как первоочередная задача молодой Страны Советов.
     Восстановление народного хозяйства требовало все больше промышленной продукции, поэтому в кратчайшие сроки снова пустили прокатный цех, в тяжелейших условиях пустили собственную электростанцию, снабжавшую электроэнергией ряд предприятий Канавина.
     К началу 1922 г. расположение оборудования в новых цехах, их техническая оснащенность, хотя  и оставались прежними, но технологический процесс, организация работы стали более прогрессивными. С 1 января 1922 г. завод был переведен на хозрасчет.
     А это значило, что надо было в кратчайшие сроки резко улучшить всю работу, чтобы стать предприятием рентабельным. Предстояло, по сравнению с минувшим годом, увеличить выпуск продукции в два раза.
     Становление завода проходило с 1922 г. по 1941 г. На заводе заметно выросла производственная активность, дисциплина. Увеличилось число внедренных, рационализаторских предложений. Коллектив предприятия тогда насчитывал всего 468 человек, из которых более половины были вчерашние солдаты. Трудности возникали то в одном, то в другом. Не хватало топлива. Из-за неумелого обращения новичков с оборудованием оно то и дело выходило из строя. Но настроение людей не упало.
     На заводе в 1922 г. побывал приезжавший в Нижний Новгород М.И. Калинин, который подробно объяснил обстановку в стране, рассказал о задачах, поставленных партией на данном этапе.
     7 ноября 1922 г. на заводе состоялось торжественное собрание. Открывая его, директор завода, П.К. Премудров сказал новость: «Теперь наш завод будет иметь новое название – «Красная Этна». Эти слова были поддержаны бурными аплодисментами. Поднимавшиеся на трибуну для выступлений лучшие рабочие, служащие заверяли руководство и партком, что приложат все силы, чтобы работать еще лучше, оправдать новое название завода. В 1923 г. был восстановлен в помещении главного корпуса цех проволочных изделий, расширилось производство болтов и заклепок. Это дало возможность принять на работу дополнительное количество рабочих. К 1924 г. на предприятии насчитывалось уже 1300 человек.
     В августе 1924 г. к «Красной Этне» присоединили другой завод, территория которого находилась по соседству. «Красная Этна» получила большое пополнение металлорежущего оборудования, два новых корпуса, несколько деревянных складов. В эти здания было перенесено оборудование лесопильного и ящичного цехов. Полученное литейное оборудование было размещено в отжигальном цехе, который к этому времени переехал в новое помещение. Большая работа по электрификации завода тоже в основном закончилась.
     К маю 1925 г. предприятие полностью использовало свои мощности. Оборудование с максимальной нагрузкой работало в две, а в некоторых цехах и в три смены. Завод стал выпускать в полтора раза больше продукции, чем в 1922 г.
     В апреле 1929 г. по предложению председателя ВСНХ СССР В.В. Куйбышева было принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода с выпуском 100 тысяч машин в год. К этому времени крупнейшими предприятиями здесь являлись такие заводы, как «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна» и ряд других. Правительство рассчитывало, что эти коллективы окажут практическую помощь при сооружении гиганта.
     Первый пятилетний план красноэтновцев предусматривал увеличение выпуска продукции на 75%. Главная ставка при этом делалась на рост производительности труда. Для этой цели были намечены три основные лини дальнейшего развития:
     - создание собственной сырьевой базы;
     - введение новых производств;
      - дальнейшее расширение и реорганизация уже существующих   производств, которые включали в себя обновление оборудования в волочильном, гвоздильном, болтовом и других цехах.
     Кроме этих задач  коллективу «Красной Этны» поручалось организовать специальный цех по выпуску болтов и ряда крепежных деталей, создание новых производственных участков, складов, бытовых помещений. Это требовало увеличения количества рабочих. Начиналась, если не полная, то частичная реконструкция завода, предусматривающая много новшеств. Работали со свойственной красноэтновцам энергией все: конструкторы, технологи, строители, монтажники, выполняя ответственное задание по налаживанию нового для завода производства – выпуска автонормалей, в полном объеме обеспечивать Автострой необходимыми деталями. Приближался пуск автогиганта, а «Красная Этна» нуждалась в техническом перевооружении. Предприятие уже не справлялось с планом. Техническое перевооружение шло медленно: не хватало рабочих, строительных материалов, неудовлетворительно шло финансирование. В процессе перестройки завода на новую номенклатуру и освоение новой техники срывались сроки создания документации, инструментов и приспособлений, которые требовались ГАЗу.
     Эти обстоятельства определили дальнейшую судьбу «Красной Этны». Первого января 1934 г. предприятие стало филиалом автогиганта. В этом качестве «Красная Этна» пребыла недолго, а после снова завод получил самостоятельность. С помощью ГАЗа дела на заводе стали резко улучшаться. По словам секретаря парткома завода А.Д. Гусева, которые относятся к 1934 г., «будучи в составе самого крупного в стране автопредприятия, полностью изменен профиль завода «Красная Этна» и направлен на обеспечение автозаводов страны автонормалями и проволокой». Для завода это было второе рождение.
     Преодолеть трудности отставания, провести в кратчайшие сроки реконструкцию предприятия, поставить экономику на рельсы интенсификации – все это могло быть под силу только высококвалифицированным рабочим и специалистам. Поэтому одной из основных задач стало провести всеобуч, чтобы независимо от возраста, люди умели читать и писать. В 1927 г., на «Красной Этне», была открыта первая вечерняя школа. Помещалась она в Брянских бараках. Одновременно в ней обучалось около двухсот человек. В основном это были рабочие, которые после работы изучали русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, физику, черчение, обществоведение и технологию металлов. Создал эту школу Матвей Моисеевич Таубес, работавший на заводе техником литейного цеха. Учились люди от 16 до 40 лет, а некоторые были и старше. После окончания школы некоторые продолжали учиться без отрыва от производства на рабфаках и в институтах.
    Но чтобы двигаться вперед требовалось ускоренными темпами вести техническое переоснащение завода. Совет Народных Комиссаров СССР в своем решении от 13 июня 1939 г. обязал коллектив завода первую очередь цеха холодной прокатки ленты пустить в первом квартале 1940 г. Здесь должны были выпускать 40 тысяч тонн ленты в год. Вторая очередь цеха планировалась на третий квартал этого же года. Благодаря этому мощность завода должна была возрасти до 100 тысяч тонн в год. Несмотря на трудности объективного и организованного характера свою первую продукцию новый цех выдал в третьем квартале 1940 г.
     Новые изделия успешно осваивались в горячепрокатном, автоматном, пружинно-каркасном и многих других цехах.
     Выгоду от результатов хорошей работы оценили все. Зарплата у рабочих в сравнении с 1937 г., выросла на 39%. Работники предприятия получили только 1940 г. свыше трех тысяч квадратных метров благоустроенного жилья. В домах отдыха, санаториях и курортах в этом предвоенном году побывало около 1000 человек. Для детей был построен загородный пионерлагерь, в котором одновременно могли отдыхать до 200 ребят. Для занятий спортом был построен спортивный комплекс: футбольное поле с трибунами, хоккейная коробка с освещением, спортзал для занятий гимнастикой, боксом и другими видами спорта.
     Предприятие из месяца в месяц улучшало свою работу, строило большие планы на ближайшее пятилетие. Но им не суждено было сбыться. Мирный труд был прерван внезапным нападением фашистской Германии.
     1941-1945 гг. были годами испытаний всей страны, предприятий, народа. Многие красноэтновцы ушли на фронт добровольцами. Завод в срочном порядке перестраивал производство на выпуск военной продукции. Оставшиеся труженики проявляли массовый героизм. Уже в июле прибыло оборудование из Харькова, Ленинграда и Запорожья, предприятия которых из-за приближения фронта эвакуировались вглубь страны. На базе этого оборудования создали цех № 5, а рядом № 4. Оба стали выпускать боеприпасы. Кроме этого завод продолжал выдавать крепежные изделия, пружину, проволоку. Он, единственный в стране, поставлял промышленности холоднокатаную ленту. В первые же месяцы было освоено 1800 новых изделий. Для их изготовления пришлось разрабатывать новую технологию, оснастку, инструменты.
     Труженики завода проявляли массовый героизм:
     - в автоматном цехе началось движение за совмещение профессий;
     - девизом комсомольско-молодежных бригад был: «Не уходить с рабочего места, пока не выполнишь задание»;
     - сотрудники отдела кадров после восьмичасовой работы шли в цех, где вставали к станкам;
    - участники гражданской войны вступали в народное ополчение;
    - рабочие многих цехов становились донорами;
    - один за другим рабочие стали переходить на многостаночное обслуживание автоматов, а некоторые обходились и без наладчика.
     Фашистские самолеты начали бомбить Горький с самого начала войны. Первые взрывы в городе прогремели уже в июле 1941 г.
     Для всех коллективов промышленных предприятий встала задача не только давать больше продукции фронту, но и охранять свои заводы и фабрики от воздушных налетов вражеских самолетов. Они бомбили районы Сормова, Мызы, Автозавода. Немцы пытались вывести из строя горьковские предприятия, которые в годы войны поставляли советским войскам боевую технику, боеприпасы, оружие. У горьковчан для отпора воздушным стервятникам появились орудия разных калибров, пулеметов, аэростаты.
     Особенно участились налеты гитлеровцев в июне 1943 г., когда их командование готовилось к наступлению на Курской дуге. Около полуночи четвертого июня на «Красной Этне» была объявлена воздушная тревога. В городе слышалась стрельба зенитной артиллерии и пулеметов. Стрельба приближалась к заводу. Здесь наготове на крышах зданий рассредоточились пожарные команды, ощетинились стволами зенитки. В лучах прожекторов появились самолеты с черной свастикой. Видимо у гитлеровских летчиков было конкретное задание: они пикировали в основном над территорией автозавода. Над его зданиями висели, медленно угасая, но хорошо освещая цеховые корпуса, ракеты, выпущенные с самолетов.
     Ожидавшие нападения красноэтновцы слышали взрывы бомб. Утром стало известно: на ГАЗ сброшено свыше ста фугасок. Урон от ночной бомбежки был нанесен серьезный. На автозаводе вышли из строя паровая кузница, цех ковочных машин, рессорный цех, кузница № 3, цех шасси, главный конвейер и другие подразделения. С 4 по 24 июня гитлеровцы прилетали каждую ночь.
     Последствия разрушения были такие, что на ГАЗ приехала правительственная комиссия во главе с секретарем ВКП (б) А.С. Щербаковым. На восстановление автозавода были подключены многие горьковские промышленные предприятия.

Мои воспоминания о бомбежке Автозавода

     Я на всю жизнь запомнила время, когда немцы бомбили автозавод, в июне 1943 г. Все работники завода были на своих рабочих местах, а их семьи оставались в домах, жилых бараках. Наша семья (мама, папа, старшая сестра и я) жила в большом кирпичном доме. Он похож на «корабль» - нос и корма – двухэтажные, а середина – трехэтажная, на улице Дачная. Дом этот – большая коммунальная квартира. В нашем отсеке на втором этаже  жило 14 человек  –  4 семьи. Все взрослые, кроме нас с сестрой. В других семьях кто-то воевал на фронте, остальные взрослые работали на заводе в разных цехах и сменах.  На работу ходили и с работы возвращались по заводскому гудку. На кухне стояла большая печка – с 8-ю конфорками. Над ней висел огромный железный зонт. Печка отапливалась углем, который привозили для водяного отопления дома в холодное время года. Огонь в печке постоянно поддерживался, т.к. на ней готовили еду, грели воду и просто грелись. Иногда собирались в свободное время на кухне беседовали, читали письма с фронта.
     В одну из ночей все услышали вой сирены, взрослые не спали, очевидно, ждали ее. В нашей комнате вдруг настежь распахнулось окно, посыпались осколки стекла. Мы спали одетыми. Мама быстро подняла нас, меня посадила на руку, взяла за руку сестру и приготовленный заранее узелок, и все женщины нашего отсека быстро стали спускаться в котельную нашего дома, где уже находились жильцы из остальных подъездов. Чувство опасности за детей и родных, работающих и дежуривших на заводе, надолго сохранялось в детской памяти.

     Автозаводцы продолжали выпуск продукции и по-прежнему нуждались в комплектующих изделиях. От коллектива «Красной Этны» требовалось не снижать ранее набранных темпов. И работники завода прилагали все силы для выполнения и перевыполнения планов за счет высокой производительности труда, активного участия в социалистическом соревновании, равняясь на передовиков производства. Наступление Красной армии придавало новый импульс соцсоревнованию, стали рождаться новые почины.
     К началу января 1944 г. ГАЗ не только обрел былую мощь, но стал давать фронту еще большее количество танков, автомашин, боеприпасов. Возглавлял его И.К. Лоскутов, который вернулся на родной завод после работы в Наркомате электростанций СССР. В январе 1944 г. состоялась встреча двух директоров – И.К. Лоскутова и А.И. Романова – директора «Красной Этны». А.И. Романов понимал, что самое главное на данном этапе, определяющие успехи завода – это возросшее в коллективе чувство ответственности за свою работу. Коммунисты и комсомольцы, показывая образцы трудовых подвигов, увлекали своим примером остальных рабочих на достижение более высокой производительности труда.
     Коллективу завода надо было четко знать, какие задачи предстоит решать не только в перспективе, но и в текущем 1944 г.
     Основными задачами были поставлены:
      - поднять значение фронтовых бригад, руководители которых так сумели организовать труд в своих коллективах, что они систематически выполняли свои производственные задания на 150-230%;
     - творческий поиск новаторов, активное содействие рационализаторских предложений приносило заводу огромную пользу. Заниматься этой работой было необходимо ежедневно;
     - в связи с решением более ответственных задач, стоящих пред коллективом, организовать учебу вторым и третьи смежным профессиям всех рабочих. Эту работу построить так, чтобы фронтовые бригады, их методы и приемы работы, стали университетами для всех производственников завода;
     - изыскивать возможности увеличения выпуска продукции за счет режима экономии на каждом рабочем месте. Самую активную позицию должны занимать отделы главного металлурга и главного технолога.
     Целеустремленная деятельность заводской партийной организации, всего многотысячного завода по изысканию внутренних резервов, борьба за строжайший режим экономии давали положительный результат. «Красная Этна» заняла прочное место среди лучших предприятий отрасли. Свидетельство тому – указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 г. «За образцовое выполнение заказов для фронта наградить завод «Красная Этна» орденом Ленина». Более 20 человек были удостоены высоких правительственных наград.
     В январе 1945 г., выступая на собрании красноэтновцев, новый директор завода  И.Ф. Синицын поставил новые задачи перед коммунистами и комсомольцами, рабочими и служащими предприятия. Это – сокращение простоев оборудования, уменьшение брака, борьба с нарушителями дисциплины. Хотя война и приближалась к концу, запросы армии в боевой технике не снижались. От завода требовалось увеличить темпы выпуска деталей и боеприпасов, которых так ждали на фронте.
     С каждым днем повышалось настроение заводчан. Они слушали сводки Совинформбюро и радовались победам Советской армии, с нетерпением ожидая Дня Победы и возвращения с войны родных и близких. К намеченной цели шла вся страна. И вот в начале мая цель была достигнута: враг разбит, пришла долгожданная Победа!
     На завод вернулось более 2000 тысяч фронтовиков. Это было хорошее пополнение коллективу. Больше половины из них были удостоены болевых правительственных наград.
     Период с 1946 по 1980 г. можно считать годами зрелости завода «Красная Этна». Это – перевод производства на выпуск мирной продукции. А также совершенствование технологии изготовления изделий, создание базы собственного станкостроения, выпуск новой продукции.
     Любознательный читатель! Ты можешь спросить: «Зачем так много времени я уделила истории родного для меня завода и судьбам его людей?»
     Возвращаясь памятью к истории, встречаясь с ветеранами войны и тружениками тыла, (а их так мало осталось в живых!) прихожу к мысли, что всех нас объединил, вырастил и воспитал завод «Красная Этна». Коллектив завода жил интересами страны, руководили им ответственные люди. Совместно с рабочими строили планы развития предприятия, по улучшению независимо от возраста, нации, вероисповедания. Все жили в ритме завода – и взрослые и дети. Работающие на заводе были в основном многодетными семьями. Родители, подростки – все работали на заводе. Кто-то учился в фабрично-заводском училище на токаря, слесаря, электрика, волочильщика, шлифовщика с прохождением практики в цехах завода. Мы, малышня и школьники, росли, как и везде в других городах – на улице - большой детской семьей. Взрослые дети всегда опекали малышей. Родители доверяли им нас. Летом играли во дворах в чижика, лапту, «калим-бамбу», в догонялки, прыгали через веревочку, скакали в «классы», пускали в ручьях кораблики и запускали в небо «змея». Зимой взрослые вместе с детьми делали снежные горки, с которых катались, причем старшие всегда уступали младшим очередь. Помнится мне и случай моей «госпитализации» соседским подростком. Весной 1946 г. в одном из ручейков я увидела большое, красивое, зеленое стеклышко, которое вмерзло в глубокую лужу. В попытке отковырнуть это стеклышко я с силой вырвала его из лужи, глубоко распоров им ладонь левой руки, не удержавшись, упала в лужу. Увидев, как из моей ладони льется кровь, от боли и страха, я заревела во весь голос. Ко мне подбежал мальчишка по имени Натолька из соседнего подъезда в старой с чужого плеча телогрейке, оторвал с изнанки кусок подкладки вместе с ватой, сильно прижал этот кусок своей рукой к ране и бегом потащил меня в квартиру, сдал маме, сказав: «Тетя Зоя, не ругайте Светика, она нечаянно!» и убежал на улицу. Мама и соседи стали промывать рану, «заговаривать» кровь, успокаивать меня. К счастью все обошлось, швы не накладывали, но белая полоска от зажившей раны еще много лет просматривалась на ладони. Кстати, этот Натолька – Анатолий Соков, будучи уже взрослым, выручил меня еще раз. Когда в июне 1966 г. я выходила замуж, легковая машина для регистрации брака запаздывала на 30 минут. К этому времени мы с родителями проживали уже в своем доме на этом же поселке только на улице 2-я Дачная. Анатолий Соков случайно встретил блуждающего водителя машины и доставил его по адресу.
     После окончания школы (7-ми или 10 классов) родители приводили на завод своих детей. Так создавались династии Смирновых, Дубровиных, Могрычевых, Ледковых, Борисовых, Бибиковых и многих других. Наша династия не стала исключением. Папа (там же он познакомился с мамой и они поженились в 1938 г.), пришел на завод 15-летним пареньком и всю свою жизнь проработав в инструментальном цехе. Сначала старшая сестра пришла работать в инструментальный цех доводчицей, а после окончания в 1959 г. Горьковского дизелестроительного техникума, я – в отдел главного технолога – чертежницей. Младший брат после окончания 8-ми классов также пришел в инструментальный цех работать слесарем.
     Вспоминаю, как отец привел меня в первый раз на завод в 13 лет перед окончанием 7-го класса. Только много лет спустя я поняла, почему он повел меня в горячепрокатный цех, затем в волочильный, в корпус холодной высадки, цех автонормалей,  а закончил осмотр в инструментальном цехе. Он показал весь процесс изготовления автонормалей для автомобилей и сельскохозяйственной промышленности. Посещение завода произвело на меня огромное впечатление, и я очень гордилась за папу, когда рабочие спрашивали с уважением: - «Юрий Иванович! Это ваша дочка?» Отец отвечал: «Да, хочу, чтобы и она пришла работать на завод». Я на всю жизнь пронесла любовь к металлургии и металлообработке. Работала и училась в институте на вечернем отделении. Прошла все ступеньки трудовой деятельности в отделе главного технолога: техник проектного бюро, техник-технолог, инженер-конструктор, начальник бюро материальных нормативов завода. Мне все было интересно: жить, учиться, заниматься общественной работой, спортом (пионерка – в школе, комсомолка – в техникуме и на заводе). Учеба мне всегда давалась легко, в школе, техникуме, институте. Была возможность после его окончания остаться там на кафедре. Но душа уже приросла к заводу, без него себя не представляла.
     На заводе к этому времени работала молодежь поколения 1937-1943 гг. Жизнь молодежи била ключом, комсомольская организация была самой крупной и передовой в районе. Молодежь активно участвовала в свободное от работы время в субботниках по наведению чистоты и порядка на улицах и дорогах, в поселке и районе, помогала строить Домостроительный комбинат № 1 на ул. Новикова-Прибоя, строить заводской Дворец культуры и озеленять вокруг него территорию, отремонтировать заводской стадион и многое другое. Комсомольская дружба со многими сохранилась и до сих пор.
    Со временем на работе приходил опыт, расширялся кругозор, появилось уважение среди окружавших меня работающих в цехах и руководителей завода. Меня заметили, рекомендовали для вступления в партию. Мне представляется и сейчас, что такой путь становления является самодостаточным для молодого человека с завода, является естественным процессом: ответственность за порученную работу, стремление комплексно подходить к ее выполнению, обязательность, постоянное повышение своих технических знаний, культурного уровня, самообразование, достигать поставленных жизнью целей. Этому учили нас родители, ветераны труда и войны, работающие рядом. Организационным методам работы, дисциплине, мы учились в комсомольской и партийной организациях, у грамотных и вдумчивых руководителей. Добрым словом всегда вспоминаю главных технологов М.И. Парфенычева и Н.М. Родина, главного инженера Н.И. Хохлова, зам. главного металлурга В.Н. Гусева, директоров завода А.Ф. Калинкина и В.И. Воронова, который отправляя меня в командировку в Москву, наставлял: «Света! Решая вопрос в Министерстве автомобильной промышленности, ты должна всегда помнить: от его решения зависит судьба 12 тысяч работников нашего завода, у каждого из которых есть семья, как минимум из трех человек. Следовательно, на тебя надеются 36 тысяч человек!» И никогда я «не подводила» завод.
     Все эти составляющие суть человека и его судьбы были заложены людьми, окружавшими нас и работавшими на заводе, стремлением сделать жизнь свою и своих детей лучше, интереснее, богаче, духовней. Они, как и гены вошли в нашу кровь, жизнь и мы стремимся передать их своих детям и внукам.
    Имя 12-летний опыт общественной работы, в январе 1985 г. по рекомендации заводской партийной организации я была утверждена постановлением бюро Ленинского РК КПСС, председателем партийной комиссии парткома завода «Красная Этна».
     Опыт работы освобожденного партийного работника многому научил меня. Заставил по-другому взглянуть и глубже понять вопросы идеологического воспитания людей. На себе прочувствовать двойные стандарты некоторых высокопоставленных партийных руководителей и руководителей предприятий. Занималась наша комиссия рассмотрением вопросов роста рядов и приема в партию, персональными делами коммунистов. С большим воодушевлением приняли избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева. Но наши ожидания не оправдались: ни в развитии страны в целом, в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, образовании и культуре, медицине, идеологии. Среди коммунистов участились случаи нарушения трудовой дисциплины, пьянства на рабочем месте, стремление вступить в партию из-за корысти, получения определенных льгот. А с председателей партийных комиссий требовали увеличения численности на заводе. Естественно, партийная комиссия не могла не реагировать на эти нарушения, и она неоднократно высказывала свое мнение по этим вопросам. Однако, партийный комитет завода при принятии окончательного решения часто смягчал наши решения и только указывал на недостаточную работу по приему людей в партию. При встречах в Горкоме КПСС своих коллег с других предприятий города и области мы обсуждали эти ситуации и считали, что партийная комиссия не имеет права окончательного решения, а члены парткомов принимают их по тому, как голосует директор. Приближалась отчетно-выборная партийная конференция 1988 г. Все члены парткома, партийной комиссии обязаны были участвовать в партийных собраниях, бюро цехов и отделов, служб. Мне было объяснено, секретарем парткома, что партийные комиссии при парткомах будут расформированы после отчетно-выборной конференции на предприятиях и заводах. В ЦК КПСС работу партийных комиссий при парткомах, горкомах и обкомах по всей стране возглавлял Соломенцов М.С. (1913 г.р.) видный государственный и партийный деятель. Мне перестали направлять для ознакомления различные документы, закрытые партийные письма ЦК КПСС.
     Обратившись в Ленинский РК КПСС, я поняла, что секретарь райкома знает истинное положение о судьбе партийных комиссий, но сказать вслух не имеет право. И на мой прямой вопрос: «Мне искать новую работу?» - ответил, что меня должны трудоустроить на то место, которое я занимала прежде. Но там уже 4 года работала специалист, которую я рекомендовала перед переходом на работу в Ленинский РК КПСС. Вернуться на прежнее место я не могла. В подобной ситуации оказались и мои коллеги с «Двигателя революции», Станкозавода, Теплообменника.
     Меня приглашали на преподавательскую работу в заводской филиал Автомеханического техникума, филиал авиационного техникума, начальником бюро технического контроля на заводе коробок скоростей. Но я не видела себя во всех предложенных работах. И однажды, посоветовавшись с мужем, обратилась к директору Волго-Вятского центра стандартизации и метрологии Свешникову А.Г., работавшему на нашем заводе ранее начальником КБ отдела главного технолога, зам.главного технолога, зам.начальника пружинного цеха, зам.секретаря партийного комитета, зам.главного инженера – нач. ШИО завода, инструктором обкома партии в отделе промышленности и в 1986 г. назначенного директором вновь строящегося Волго-Вятского ЦСМ. Он также, как и я, прошел в своем профессиональном развитии все ступени роста, мы были давно знакомы.
     25 ноября 1988 г. я была принята на должность ведущего инженера в порядке перевода из Ленинского РК КПСС по согласованию между руководителями предприятий в отдел госнадзора за стандартами в агропромышленном комплексе, а 20 февраля 1989 г. переведена на должность начальника отдела кадров.
     Надо сказать, что,  работая в отделе главного технолога завода «Красная Этна» начальником КБ, А.Г. Свешников постоянно учился: (холодновысадочное производство автонормалей было для него новым) не стеснялся спрашивать у специалистов технологов о тонкостях и особенностях этого производства, приучил себя и нас, рядовых технологов и конструкторов, все записывать в свои книжки-ежедневники, постоянно их просматривать, оптимально организовывать свое рабочее место и время.
     Словом, был современным молодым руководителем с широкими взглядами и большой перспективой. Именно у него я научилась работать с людьми совершенно другого предприятия. И, если раньше придерживалась рекомендации отца: «Дети, держитесь за заводскую трубу», - то теперь узнала и другое предназначение: «счастье быть полезной и нужной каждому человеку». Имея большой жизненный опыт работы с людьми, вникая в суть, старалась помочь специалисту выйти из затруднительного положения.
     Впервые в центре было разработано, утверждено и внедрено «Положение о внутреннем трудовом распорядке Волго-Вятского ЦСМ». Контроль над его исполнением был возложен на отдел кадров. Работа по приему на работу специалистов приняла проверенную жизнью и годами систему. Руководители подразделений с заместителями директора по направлениям определяли необходимость в специалистах, рекомендовали предприятия, куда можно обратиться или сами рекомендовали кандидатов. Отдел кадров приглашал их на беседу, кандидат заполнял «резюме», а кадры уточняли все о претендентах по прежним местам работы. Затем начальник отдела кадров беседовал с руководителем подразделения. Если мнения совпадали, выходила на зам.директора по направлению и далее приглашали кандидата к директору. Отбор был очень строгий, т.к. специалисты центра, приходящие на предприятие, в организации для контроля соответствия продукции ГОСТам или ТУ России должны были знать об этой продукции на «голову выше». Итоги проверок выносились на Технический совет с приглашением руководителей предприятия. Они предоставляли планы мероприятий по устранению отмеченных специалистами центра недостатков. Последнее слово принадлежало директору центра, как Главному Государственному инспектору Волго-Вятского региона.
     В центре существовали непрерывная система повышения квалификации специалистов, своего культурно-эстетического уровня, регулярная аттестация специалистов на соответствие с занимаемой должности.
     Много времени отделу кадров приходилось уделять организации курсов повышения квалификации. Со временем был открыт сначала Нижегородский филиал кафедры Московского института повышения квалификации в области стандартизации, сертификации и метрологии, затем и Нижегородский филиал этого института. Для этого были все условия: помещения, преподаватели, лаборатории и отделы, где слушатели проходили практику.
     Отдел кадров находился в непосредственном подчинении директора центра, поэтому приходилось выполнять его различные поручения.
     И для меня была очень приятна его оценка работы отдела кадров на отчетно-выборной профсоюзной конференции по утверждению коллективного договора между администрацией и работниками центра. Он сказал: «Наконец-то с начальником отдела кадров я попал «в десятку». Эта оценка звучала и от многих руководителей и специалистов в прозе и стихах, когда почти через 9 лет всем коллективом меня провожали в июле 1996 г. на заслуженный отдых.
     Но отдыхать мне пришлось недолго. К этому времени началась приватизация предприятий. На заводе «Красная Этна», где работал муж, не выплачивали зарплату по 4-6 месяцев. Потом стали задерживать на 1-2 месяца и пенсию, сын и сноха оказались в таком же положении, поэтому пережив кое-как зиму запасами из сада-огорода, в сентябре 1997 г. пошла работать в администрацию Ленинского района дежурной. Деньги были мизерные, но выручал график – надо было водить внучку в садик. Подключились к этому все наши родственники и родственники снохи.
     По моему твердому убеждению: только благодаря той заводской закалке тому темпу жизни мы пережили и этот момент. На всем жизненном пути, где бы я ни работала, мне всегда встречались добрые отзывчивые люди, понимающие меня.
     Вспоминаю случай с одной из жительниц района. Работая дежурной в администрации, заметила одну старушку, сухонькую, седенькую, чистоплотную и со вкусом одетую в шелковое платье и белую вязаную панаму. Дело было летом. Она приходила в мое дежурство, садилась в кресло в вестибюле и смотрела, как я работаю, часа через два она уходила. В следующий приход я вежливо к ней обратилась: «Не ждет ли она кого-нибудь?». Она ответила: «Нет, никого. Спасибо» и ушла. Пришла она в мое дежурство, совпавшее с субботой, и поделилась своей проблемой. Ей 82 года, всю жизнь она прожила в Ленинском районе, работала много лет в одной из библиотек района. На Западной Украине (тогда Украинская Республика) жила ее мать, урожденная полячка, имевшая во Львове свой дом и сад. Она единственный ребенок у матери, свою пенсию получала по советскому паспорту. После смерти матери она оформила наследство. За все время пребывания во Львове (а это свыше 15 лет), распался Советский Союз, и она вынуждена была получить гражданство Украины. Так как годы шли, а родных и близких там не осталось, она решила вернуться в Н. Новгород. Здесь у нее была своя квартира, два сына жили со своими семьями. Но пенсию она здесь получать не могла, т.к. не было российского гражданства. Она неоднократно обращалась в пенсионный фонд, в паспортно-визовую службу, в ЖКО ДЭЗа Ленинского района. Ей помогали оформить документы. Но работники этих служб, вероятно, были не очень внимательны к оформлению документов. Паспортно-визовая служба каждый раз возвращала ей неправильно заполненные бланки: то вместо улицы Червонной Армии было написано Красной Армии, то неправильно написана ее польская девичья фамилия, то пропущена фамилия мужа. В последний раз паспортно-визовая служба предупредила, что в случае правки документов, ей больше не выдадут бланки. Так как в тот день в утренние часы звонков было немного, я решила ей помочь. Внимательно изучив все документы, все сделанные ошибки, очень скрупулезно заполнила бланки, вместе с ней еще раз все проверили, не один раз прочитали, и женщина ушла домой с надеждой, что все сделано правильно. Спустя некоторое время она снова пришла в администрацию. Сколько же радости у нее было в глазах и на лице, что она наконец-то получила Российское гражданство! Теперь она может получать пенсию! Я вместе с ней плакала от радости, а она в порыве благодарности все пыталась поцеловать мои руки.
     Это не забудется никогда! И опять в моей памяти звучали слова моих замечательных учителей по жизни: «Делай людям добро, и оно вернется к тебе многократно!»
     За 9 лет работы в администрации района нам, диспетчерам оперативной службы, приходилось быть «скорой помощью» и  по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, и по вопросам «душевного спасения человека», попавшего, как ему казалось, в безвыходное положение, и разыскивать потерявшегося в городе человека, гасить возникавшую у жителей района тревогу из-за анонимных звонков о якобы заложенных бомбах в метро, гостиницах, подвалах жилых домов. К счастью, эти моменты не подтверждались. И еще много экстремальных ситуаций и счастливых моментов. Провожали меня на отдых 5 мая 2005 г. цветами и теплыми словами благодарности. Казалось, что я в последний раз закрыла свою трудовую книжку, отработав в общей сложности 50 лет.
     К этому времени мы с мужем были оба пенсионеры (сын – человек самодостаточный, есть семья, живут своим очагом) и посчитали, что пора отдыхать от работы на заводе и в администрации района, заниматься своим садом-огородом в Семеновском районе, а зимнее время посвятить общению с книгами, искусством, музыкой, чего очень не хватало раньше. Но, как говорится: «Человек предполагает, а Бог – располагает».
     В начале 2005 г. Президент и Госдума утвердили новый государственный праздник «День народного единства», который ежегодно должен отмечаться 4 ноября.
     На всем протяжении уже более трех с половиной веков в День Казанской иконы Божий Матери 4 ноября по всей России поминаются герои народного ополчения 1611-1612 гг. Православная церковь неизменно является хранительницей самосознания, воспитательницей патриотических чувств любви и преданности Отечеству. Она объединила русскую землю в мощное государство, спасла Русь в Смутное время, воспитала доблестных защитников Отечества – К. Минина и Д. Пожарского.
     4 ноября 2005 г. в нашей стране впервые должен был отмечаться День народного единства, посвященный чествованию великих граждан России – князя Дмитрия Михайловича Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина, чей героический призыв к нижегородцам вылился во всенародное ополчение для освобождения Отечества от иностранных интервентов. Особенно широко и масштабно отмечался в нашем городе. Город и горожане задолго начали готовиться к этому дню.
     Был разработан социальный, историко-культурный проект «Наследники Минина за Веру и Отечество». Цель проекта: на основе национальных, историко-культурных традиций через знакомство с историческими, художественными, изобразительными источниками, повествующими о подвиге 1611-1612 гг. пробудить память нижегородцев к великим гражданам, приобщить молодежь к православной культуре, к осознанию себя гражданами и патриотами России. В прессе широко освещалась история ополчения, жизнь и деятельность К. Минина и Д. Пожарского, Патриарха Гермогена, Саввы Ефимьего – духовных лидеров храма Рождества Иона Предтечи, Архангельского собора.
     К этому времени на улице Рождественской был возрожден и отремонтирован храм Рождества Иоанна Предтечи, реконструирована площадь перед храмом (бывшая Скоба), на ней установлен новый памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Планировались торжественные мероприятия: крестный ход Патриарха Всея Руси Алексия II, освящение им храма Рождества Иоанна Предтечи, открытие памятника К. Минину и Д. Пожарскому, театрализованное шествие воинов-нижегородцев, начиная от ополчения 1611-1612 гг., гражданской, Великой Отечественной войны до Советской армии. Были приглашены многие каналы центрального, местного телерадиовещания.
     Предполагая, что присутствовать в этот торжественный день на месте проведения всех мероприятий из-за большого скопления людей будет проблематично, решила накануне праздника пройти эти места пешком и внимательно ознакомиться.
     Кстати, в этот день 3 ноября 2005 г. я стала свидетельницей последней репетиции завтрашнего праздника, который мы с мужем с интересом смотрели по телевидению, в том числе и процесс освящения Патриархом Всея Руси Алексием II храма Рождества Иоанна Предтечи.
     Уже работая в музее на территории кремля, я неоднократно видела картину К.Е. Маковского «Воззвание Минина» 1896 г., холст, масло, размером 698 на 594 см, находящемся в специальном пристрое музея на Верхневолжской набережной.
     На этой картине, любознательный читатель, мне хочется отдельно остановить твое внимание и поддеться своим видением и мыслями.
     Автор аннотации к картине И.В. Маршева отмечает, что художник на основании документов, исторических свидетельств разместил многофигурную композицию, насчитывающую более 100 портретных образов, у подножия Нижегородского Кремля на торговой площади у «Земской избы». Справа церковь Рождества Иоанна Предтечи. От паперти церкви к центру композиции движется крестный ход и с иконой Казанской Божий Матери, ставшей покровительницей и святыней ополчения.
    В гуще толпы на возвышении фигура К. Минина, «выборного человека всею землею». Именно он обратился к нижегородцам с призывом собрать средства на вооружение ополчения. В исторических документах речь Минина изложена лаконично: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имущества своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей в кабалу закладывать, жизнь свои положить, но землю родную вызволить!» Сам Минин отдал в фонд ополчения все свое имущество. Народ оказал ему огромное доверие, которое было им с честью оправдано: Минин отвечал за сбор пожертвований, за их рачительное расходование, осуществлял организацию ополчения, принимал участие в решающем сражении у стен Московского кремля. Им же был выбран военный руководитель ополчения, талантливый военачальник – князь Дмитрий Пожарский.
     Вокруг центральной фигуры собрались крепкие мужики, выражающие желания воевать с оружием в руках. Их энергии и напору противопоставлена фигура нижегородского воеводы – князя Звенигородского – он прислонился к бочке справа, - который не смог решиться сделать то, что осуществил «муж родом не славный, но смыслом мудрый» - говядарь Кузьма.
     Людской поток, показанный динамично и выразительно, движется к Минину. Художник мастерски обозначает сюжетные узлы картины персонажами, наделенными яркой типажностью. Слева на первом плане группа людей с тяжелогружеными носилками. Ими руководит богатый боярин в зеленом кафтане. Он указывает рукой своей челяди и домочадцам, куда нести богатый вклад. Используя прием драматического контраста, над фигурой богача  художник помещает изображение нищего, снимающего с груди нательный крест – свою единственную ценность, но значимость этой жертвы не меньшая, чем щедрость боярина.
     В правом углу картины две женщины: пожилая, сидящая на земле, держит в руках туесок с заветными сбережениями «на черный день». Рядом с ней девушка, которая торопиться отдать шитый золотом кокошник, нитки ярких бус – свое немудрящее приданое. Возле Минина юная боярыня в дорогом наряде вынимает из ушей драгоценные сережки.
     Большое место в картине занимает изображение предметов быта 17 века. Мастер «боярских жанров» К. Маковский легко и непринужденно, живописно и декоративно изображает дорогие ткани, металлические сосуды, кованые сундуки, украшения. Но в данном сюжете они играют особо значимую роль – это не предметный антураж, а тот самый бесценный народный клад в дело спасения Родины. Именно на эти средства будет вооружено последнее победоносное ополчение.
     У стола дьяк составляет описи принятого добра. История сохранила имена помощников Минина, земских сборщиков Микиты Бестужева и Пятого Ивлиева. Справа от стола священник держит в руках длинный свиток – это архимандрит Нижегородского Печерского монастыря, Феодосий читает грамоту от московского патриарха Гермогена, благословляющую нижегородцев на гражданский и ратный подвиг. Сам Гермоген был заточен поляками в темницу, где скончался от голода, не желая принимать присягу иноземного правителя. Во главе крестного хода еще одни реальный персонаж – протопоп Савва Ефимьев осеняет крестом происходящее на площади.
     К. Маковский в грандиозной многофигурной композиции раскрывает идею духовного и государственного единения русского народа, которое и позволило нижегородцам выполнить их историческую миссию спасения России.
     Внимательно рассматривая картину, различные эмоции на лицах персонажей, открытые рты, слыша набатный колокольный звон (а картина озвучена), гул многолюдной толпы, обращение Минина к народу, единогласные ответы огромной массы людей, невольно ощущаешь свое присутствие и личное сопричастие к событию того времени, мысленно отвечаешь своим согласием. И еще долго остаешься под впечатлением увиденного и услышанного! Анализируешь прошлое и настоящее время и задаешь себе вопросы: Кто же мы? Где же мы?

Любознательный читатель!
    Мне представляется, что тебе будет интересно совершить небольшой экскурс в историю художественного музея в Н. Новгороде.
     Нижегородский государственный художественный музей принадлежит к лучшим региональным музеям России благодаря первоклассному уровню музейного собрания, которое включает около 12 тысяч экспонатов, в том числе памятники национального и мирового значения. Здесь русские иконы 14-15 вв., древнерусское лицевое шитье, художественное серебро, книжная миниатюра, бронза, скульптура. Как указывает вступительной статьей большого альбома живописи, графики Нижегородского художественного музея издательства 2003 г. Кривова В., гордость музея составляют произведения русских живописцев 18-19 вв.: Ф.С. Рокотова, К.П. Брюллова, Б.М. Кустодиева и другие, работы мастеров русского авангарда: В.В. Кандинского, К.С. Малевича, М.Ф. Ларинова, Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой и другие. Произведения художников ХХ в., представляющих как традиционные, так и актуальные направления в современном искусстве от Е.Е. Моисеева и А.А. Мыльникова до Э.И. Неизвестного и М.И. Шемякина. Зарубежное искусство представлено работами Лукаса Кранаха Старшего, Джузеппе Мария Креспи, Бернардо Белотто и других. Музей хранит также и коллекцию предметов местных народных промыслов: хохломской, городецкой, полхов-майдайской росписи по дереву.
      Своим возникновением музей обязан общероссийским идеям открытия общедоступных музеев и инициативе местной творческой интеллигенции. Но традиция художественного просвещения имеет в нижегородском крае более давние корни. На юге губернии, в городе Арзамасе, в 1802 г. выпускником Санкт-Петербургской императорской Академии художеств А.В. Ступиным была открыта первая в России частная художественная школа. При ней была создана и галерея, прообраз общедоступного музея, с подлинными произведениями отечественного и зарубежного искусства, с коллекцией гипсовых слепков с античных скульптур, подаренных Санкт-петербургской Академией художеств. Открытию музея способствовало и то, что в 1893 г. Н.Новгород был местом проведения очередной 16 Всероссийской промышленной и художественной выставки.
Это событие ускорило принятие в 1894 г. решения городской Думы об основании музея. В результате проеденной огромной подготовительной работы сыном А.О. Карелина (известного, как фотохудожника), А.А. Карелиным 25 июня 1896 г. в торжественной обстановке в Дмитриевской башне кремля открылся Нижегородский городской художественный и исторический музей. В 1934 г. музей был разделен на два самостоятельных: художественный и исторический.
     Основу первоначальной коллекции составили живописные полотна, подаренные нижегородскими художественными, в том числе Н.А. Кошелевым, А.А. Карелиным, известными петербургскими и московскими живописцами И.Е. Репиным, К.Е. Маковским, А.П. Рябушкиным, а также Московским обществом исторической живописи и Санкт-Петербургской Академией художеств, планомерно приобретавшей произведения отечественных мастеров для провинциальных музеев.
     Коллекция работ западно-европейских мастеров создана в результате послереволюционной национализации фамильных собраний известных российских аристократических семей Шереметьевых, Орловых, Давыдовых, Абамелик-Лазаревых, владевших имениями и особняками на территории города и губернии.
    Огромен и поистине неоценим вклад в формирование собрания нашего земляка писателя М. Горького. В разные годы он передал несколько десятков произведений искусства, среди них жемчужина нижегородского музея – монографические коллекции Б.М. Кустодиева и Н.К. Рериха.
     Двадцатые годы отмечены активными передвижениями экспонатов из центральных музеев в провинциальные. Из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Н.Новгород были переданы уникальные произведения. Это: «Баба в желтом» Ф.А. Малявина, «Дама у зеркала» К.А. Сомова, «Портрет З.Н. Юсуповой» В.А. Серова, «Чистка ковра» П.В. Кузнецова, «Лукреция» Лукаса Кранха Старшего, «Площадь Навона в Риме» Бернардо Белотто и другие.
     Постоянный, стремительный рост музейного собрания ускорил решение вопроса о расширении экспозиционных и фондовых помещений. В 1990 г. по решению облисполкома музею предали дополнительно к имевшемуся здание на территории Нижегородского кремля.
     В настоящее время художественный музей размещается в двух зданиях, памятниках культуры и истории федерального значения: бывший особняк городского головы судовладельца Д.В. Сироткина – построено в 1913-1916 гг. по проекту известных тогда архитекторов братьев Весниных на Верхневолжской набережной. Совершенные пропорции здания, колон, лоджий, убранство, в том числе лепнина и позолота, росписи плафонов залов второго этажа – во всем чистота стиля неоклассицизма.
     Другое здание – дом нижегородского военного губернатора, или, как называли его ранее, Кремлевский дворец, - построено по проекту П.Д. Готмана, И.Е. Ефимова при участии А.Л. Лееро в 1837-1841 гг. В тридцати его залах выставлено сегодня около восьмисот экспонатов. Музей постоянно организует выставки на своих экспозиционных площадях и является участником международных выставочных проектов. За последнее пятнадцатилетие произведения Нижегородского художественного музея были показаны в 16 странах мира.
    Чтобы познакомиться с этими замечательными произведениями, почувствовать ту эпоху, в которую они создавались, узнать особенности того или иного предмета, его «историю жизни», насладиться покоем и красотой, получить духовное обогащение, необходимо неоднократное посещение художественного музея.
     Ведь не зря гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Хотя сопровождение вас экскурсоводом будет очень уместно.
 
Любознательный читатель!
     Итак, я перелистываю последние страницы своей трудовой памяти.
     Общаясь с родными и близкими, друзьями по комсомольской юности, работая на заводе, мы всегда мечтали о будущем страны, своем месте в жизни после ухода на заслуженный отдых. В том числе и о продолжении работы в меру своих физических возможностей, получая при этом и эстетическое удовольствие.
     По-разному сложились наши судьбы. Но у меня, очевидно, было написано на роду, чтобы закрыть действительно последнюю страницу своей трудовой книжки на семидесятом году жизни работой смотрителя в Нижегородском государственном художественном музее, причем в обоих зданиях – вначале на территории Кремля, а позже – на Верхневолжской набережной.
     Работа музейного смотрителя не является физически и умственно напряженной, но она очень ответственна, так как смотрителю поручено в течение восьми часов обеспечивать целостность и сохранность «народного достояния». И хотя оно находится под круглосуточным телевизионным наблюдением, мимо его проходят в году свыше ста тысяч человек.
     Поступая на работу в музей, смотритель знакомится с должностной инструкцией и обязуется строго соблюдать все ее требования. Объектом особого внимания становятся дети – от трехлетних до выпускников школ. Режим работы смотрителя – пятидневка, но у него нет обычных выходных и праздников. Наш девиз: «Вся страна отдыхает – музеи работают». И это понятно: художественно-просветительские учреждения должны работать для народа, эстетического использования им свободного времени в том числе.
     Кстати, заработная плата – минимальный размер оплаты труда без учета удержаний (налоги, профсоюзные взносы). Все эти условия меня удовлетворяли.
     В силу своего характера и постоянного стремления к самообразованию, я старалась знать больше о любом экспонате музеев из альбомов, каталогов, приобретенных в музее, на различных выставках.
      Работая в зале парадных портретов, я видела знакомые фамилии: Кантемир А.Д., Лазарев И.Л. Заинтересовавшись этими персонами, я узнала: Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-44), русский поэт, дипломат, просветитель – рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Его отец, Кантемир Д.К. (1673-1723), молдавский ученый и политический деятель (с 1710 г. – господарь). С 1711 г. в России, советник Петра I, князь, участник персидского похода 1722-1723 гг.
     Впоследствии, систематически читая газету «Аргументы и факты», нашла в ней большую статью о семействе Кантемиров и их роли в судьбе России.
     Фамилии персонажа другого портрета заставила полистать советский энциклопедический словарь. Оказывается, Лазаревы (Лазарян) – армянская дворянская семья. Родоначальник Лазарь Назарович, переселившийся в 1747 г. из Ирана в Россию; Иоаким (1744-1826), изображенный на портрете, основал в 1815 г. армянское училище, которое было преобразовано в 1827 г. в Лазаревский институт восточных языков – учебное заведение в Москве. В нем преподавались арабский, турецкий, армянский, азербайджанский, грузинский языки. В 1919 г. переименован в Армянский институт, а с 1921 г. – Московский институт востоковедения.
     В музее практиковались выставки экспонатов совместно с другими музеями.
     Находясь в зале, где демонстрировались полотна, привезенные из Государственной Третьяковской галереи, я обратила внимание на две картины Г.И. Семирадского.

Одна – из наших фондов, написана в середине 1890 г. «Талисман», другая привезена из Москвы – «Игра в кости», написана на девять лет позже. Знакомясь с аннотацией И.В. Мироновой на нашу картину, я узнала, что большинство произведений Семирадского посвящено античной теме, чему в немалой степени способствовали археологические открытия и общий интерес к античности в искусстве того времени. Художника в основном привлекали «античные идиллии» - безмятежный отдых или развлечения на лоне красивой южной природы. Картина «Талисман» - одна из таких композиций. Сюжет здесь не имеет существенного значения, он лишь повод для передачи состояния абсолютной умиротворенности и покоя. Большую нагрузку несет пейзажный фон, написанный с натуры и лишь перенесенный «в иной слой реальности». Художник известен и как замечательный мастер света и тени. Кажется, сейчас подует легкий ветерок и солнечные зайчики, блики побегут по лицам персонажей, их одеждам, каменным развалинам храма. Впоследствии эта картина стала одним из моих любимых произведений.
     Однажды утром, проводя влажную уборку зала германского искусства 17-20 вв., я заметила на полу осколки какой-то пленки, аккуратно собрала в бумажную салфетку и передала в реставрационный отдел. После их изучения и осмотра картины (под которой лежали осколки) «Рыбаки в лунную ночь» Урлаубе Августа, написанной маслом на медном листе в 1824 г., картину отреставрировали, и она вновь экспонируется.
    
Любознательный читатель!
     Не могу не рассказать о картине Якоба Иорданса «Христос и самаритянка», которая позволила мне заполнить пробел в моей жизни. Как уже говорила, я родилась во время войны, отец с раннего утра и до позднего вечера был на заводе, мама одна занималась детьми. Чувствуя потребность в крещении второго ребенка, она попросила близких родственников сделать это, сообщив о желании ее и папы назвать меня Светланой. С тревогой и надеждой ждала их возвращения со мной домой. Но они сказали, что ввиду отсутствия в «святцах» имени «Светлана» окрестили меня именем этой родственницы – Нина. Свидетельство о рождении, ввиду военного времени, выдали моим родителям только в августе 1941 г. на имя «Светлана». Об этом я узнала тогда, когда пошла в школу и забыла. Мое «религиозное» воспитание проходило под знаком атеизма. И только тогда, когда была на партийной работе, стала глубже вникать в литературу, в том числе и религиозную, сопоставлять все направления вероисповедания, или, как говорили «свободы совести», я поняла, что очень мало знаю о православии, Спасителе и все, что связано с церковью. Уже работая в Волго-Вятском ЦСМ, я встретила людей, которые помогли мне разобраться в этом «пробеле». И я вполне осознанно заявила о выходе из радов КПСС, что никак не отразилось на отношении ко мне коллег по работе.
     Бывая на экскурсиях в других городах и памятных местах, посещая храмы и церкви, я всегда искала иконку моего имени. И наконец-то нашла! С тех пор она у меня дома в небольшом иконостасе и «маленькая» - всегда со мной. Православное имя мое «Фотина» - что означает «Свет» (фотон – пучок света).
     Возвращаюсь в музей на Верхневолжской набережной.
     Там ежемесячно проходит акция «Картина месяца», о которой дается более полная информация, предлагается экскурсия по музею и викторина по картине. За правильные ответы викторины присуждаются призы. Многие посетители неоднократно участвуют в этой акции и остаются очень довольны.

При подготовке «картины месяца» Якобы Йорданса «Христос и самаритянка» я принесла свою иконку на обороте которой было написано: «Святая Фотина» была той самой самаритянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона она безбоязненно проповедовала Евангелие и была подвергнута жестоким мучениям. Предисловием к иконе стоят слова «Дивен Бог во святых своих».
     И все-таки самыми душевными картинами для меня являются пейзажи и портреты русских живописцев: И.И. Шишкина, И.Е. Репина, Ф.С. Рокотова, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова.


     На всю жизнь я запомнила «Туманное утро» И.И. Шишкина, «истинного царя русского леса». Однажды эту картину долго рассматривала и обсуждала вслух молодая супружеская пара, говоря совершенно о другом сюжете на холсте. При выходе из зала, я спросила их об этом. Они представлялись московскими художниками (фамилию я их не запомнила) и рассказали, что картина «записана». Что это такое я узнала от сотрудника музея С.С. Акимова, который показал мне под каким углом к картине надо встать, чтобы увидеть другой сюжет и почему художник назвал ее «Туманное утро».
     И еще одна картина И.И. Шишкина останется навсегда в моей памяти «Кама близ Елабуги» 2-я. В декабре 2008 г. в России отмечался день памяти И.И. Шишкина. Третьяковская галерея в Москве организовала выставку его картин из провинциальных музеев. Была «приглашена» и наша картина. Из каталога Нижегородского художественного музея я знала, что Шишкин написал эту картину в 2-х вариантах, первый из которых находился в частной коллекции за границей. Второй вариант, по сути единственный в России – это наша. На одном из аукционов незадолго до открытия выставки один из российских олигархов выкупил 1-й вариант и предоставил ее для выставки. Таким образом, еще один раритет вернулся на Родину.
     Проработав в музее пять с лишним лет, я многому научилась. Своими знаниями и впечатлениями делилась с родными, близкими, друзьями, которые всегда интересовались моей работой. Я чувствовала их отклик или неприятие моего мнения на ту или иную картину, скульптуру, выставку и это приносило им радость, а мне – счастье.
     Твердо убеждена, что дарить подарки, а не получать – гораздо важнее! В этом вижу цель и смысл своей жизни.

 

          2011 год                                                                 Лазарева Светлана Юрьевна. 

 

В РАЗДЕЛ

Copyright © 2024 dom.net52.ru. All rights reserved.
GetSimple CMS   getsimplethemes.ru